Перспективы нашего времени

Президент России Владимир Путин подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Документ, в частности, предполагает модернизацию железнодорожной инфраструктуры, а также существенный рост транзита по сети ОАО «РЖД».

Генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров отметил, что практически в каждом разделе указа сформулированы требования, касающиеся деятельности ОАО «РЖД».

«К 2024 году объем контейнерных железнодорожных перевозок должен возрасти в 4 раза, пропускная способность Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей — в 1,5 (до 180 млн т в год), срок транспортировки контейнеров с Дальнего Востока до западных границ страны — сократиться до семи дней. Уверен, что компания справится с этими задачами», — подчеркнул Олег Белозеров.

На правительственном совещании премьер-министр РФ Дмитрий Медведев отметил, что для реализации пунктов указа «определенные коррективы нужно будет внести и в бюджетный процесс, причем в достаточно сжатые сроки».

По словам первого заместителя финансового директора ПАО «ТрансКонтейнер» Андрея Жемчугова, задача по доставке транзитных контейнеров до границ с ЕС за неделю вполне осуществима, учитывая положительный опыт «РЖД» — продукт «Транссиб за 7 суток».

«Также есть опыт прохождения магистрали и за шесть дней. Задача увеличения объема контейнерного транзита в 4 раза амбициозная, но тоже решаемая — для этого потребуется совместная работа ОАО “РЖД”, операторов подвижного состава, а также причастных министерств и ведомств. Этим структурам сообща предстоит решить целый комплекс задач, связанных как с совершенствованием технологии работы железнодорожного транспорта и развитием транспортно-логистической инфраструктуры, так и с устранением ряда регуляторных и административных барьеров на национальном и международном уровне», — сообщил топ-менеджер «ТрансКонтейнера».

Директор экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин считает четырехкратный рост объема контейнерных перевозок достаточно амбициозной задачей.

«В первую очередь это серьезный вызов для инфраструктурного комплекса. Сейчас увеличение потока контейнеров вдвое приведет к тому, что другим грузам придется встать в очередь. Однако параллельно с задачей увеличения контейнерных перевозок ставится задача расширить пропускные способности Транссиба и БАМа в 1,5 раза — как раз этот фактор должен позволить всем грузам уместиться на этих транспортных артериях. Но есть еще и вызов для маркетологов — будет ли спрос на такой объем контейнерных перевозок между Азией и Европой через сеть “РЖД”. Основные объемы таких грузов из Китая в Европу идут морем — как вокруг Африки, так и через Суэцкий канал по известным схемам с предсказуемыми ценами и сроками доставки. При этом большинство товаров не нуждаются в кратчайших сроках доставки: европейские торговые центры заполняются текстилем и электроникой азиатского производства, как правило, без аврального режима», — отметил эксперт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В то же время за новые объемы скоропортящихся товаров, грузов, предназначенных для срочной заводской комплектации, а также посылок (особенно учитывая темпы развития электронной коммерции) железнодорожники вполне могут побороться.

«Для решения поставленной задачи необходимы вложения в инфраструктуру (на модернизацию БАМа и Транссиба с развитием провозных и пропускных способностей только в 2018 году предполагаются инвестиции “РЖД” на сумму 86,2 млрд руб.), а также позитивные институциональные преобразования. Необходимо ускорение проведения таможенных процедур, а также ускорение рассмотрения хозяйственно-арбитражных дел — при таких объемах перевозок, к сожалению, часто что-то пропадает, и по каждому обращению требуется оперативное и единообразное реагирование арбитражей», — резюмировал Михаил Блинкин.

Константин Мозговой