Электропоезд-трансформер

 

ЭП2Д разработан на Демиховском машиностроительном заводе (ДМЗ). Появление нового электропоезда стало возможным благодаря объединению опыта ведущего отечественного производителя МВПС и энергии молодой команды конструкторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перед инженерами стояла непростая задача: взяв равнение на мировые тенденции в области строительства и дизайна подвижного состава, создать электропоезд в доступной ценовой категории. Это очень важно для российских пригородных пассажирских компаний (ППК), потому что, несмотря на поддержку со стороны правительства, пока нет однозначного ответа, за счет каких средств они должны обновлять свой подвижной состав, устаревший физически и морально.

Демиховскому машиностроительному заводу удалось достичь компромисса в этом вопросе — широкое использование импортозамещения позволило создать современный продукт, соответствующий всем требованиям, предъявляемым к подвижному составу сегодня. Конструкторы ДМЗ реализовали концепцию создания малосоставного электропоезда, который, в отличие от продукции других производителей, может состоять из двух-трех вагонов, что существенно повышает его эффективность на маршрутах с небольшим или маятниковым пассажиропотоком.

Большинство комплектующих ЭП2Д производятся в России, что позволяет избежать санкционных рисков, связанных с приобретением за пасных частей и расходных материалов за рубежом, и сделать электропоезд конкурентоспособным по цене. К работе над поездом привлечено более 50 предприятий, расположенных в разных регионах РФ. На данный момент уровень локализации производства составляет около 90%.

Учитывалось каждое мнение. Любой производитель подтвердит, что при создании нового продукта нет ничего важнее, чем выслушать пожелания потребителя. Именно поэтому, работая над ЭП2Д, специалисты Демиховского машиностроительного завода в первую очередь обратились ко всем, кто имеет дело с электропоездами каждый день. Были проанализированы пожелания российских ППК; исследованы ожидания пассажиров, проводящих в электричке по несколько часов в сутки; обобщен опыт обслуживающих подвижной состав организаций. Вся полученная информация была использована уже на первом этапе проектирования электропоезда — при составлении технического задания.

Первым с конвейера ДМЗ в декабре 2015 года сошел короткосоставный ЭП2Д, созданный в соответствии с техническим заданием, согласованным с ОАО «Российские железные дороги». Поезд включал всего два вагона: головной моторный и головной немоторный. Стоит отметить, что головной моторный вагон — новаторская разработка Демиховского машиностроительного завода. Такой тип вагона впервые был использован при формировании пассажирского электропоезда (на территории РФ).

Представители пригородных пассажирских компаний обратили на новинку отечественного машиностроения самое пристальное внимание. Кроме того, электропоезд был презентован главе «РЖД» Олегу Белозерову и премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву. Также в октябре 2017 года ЭП2Д был представлен правительству Армении и руководству Южно-Кавказской железной дороги (ЮКЖД), их заинтересовала возможность производства двухвагонной версии поезда в связи с необходимостью комфортабельных перевозок туристов, приезжающих в регион.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вслед за компактным двухвагонником на предприятии началась разработка ЭП2Д стандартной составности для крупнейшего российского пригородного оператора — Центральной пригородной пассажирской компании. 11-вагонный поезд, построенный с учетом всех пожеланий ОАО «ЦППК», был рассчитан на большие объемы перевозок столичного региона: часть диванов в вагонах размещалась по схеме «2 + 2», что позволило повысить пропускную способность электропоезда в часы пик; количество сидячих мест было уменьшено; в салонах и тамбурах появились удобные поручни для стоящих пассажиров. С 2016 года поезда, произведенные по такому стандарту, поставляются в адрес ЦППК (в настоящее время в эксплуатации находятся 352 вагона).

Таким образом, в линейке продукции «Трансмашхолдинга» появился электропоезд, подходящий как крупным, так и небольшим пригородным перевозчикам. Выгода в первую очередь экономическая — можно формировать составы от 2 до 12 вагонов под нужды конкретного заказчика и объем пассажиропотока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчеты, произведенные специалистами «Трансмашхолдинга», демонстрируют высокую экономическую эффективность эксплуатации ЭП2Д. По сравнению с другими современными предложениями, представленными на российском рынке, стоимость владения электропоездом производства ДМЗ на протяжении жизненного цикла оказалась ниже на 20–50% (в зависимости от сравниваемых моделей). При этом потенциальная экономия за счет более низкой стоимости обязательного периодического техобслуживания и плановых ремонтов оценивается в 40%. Срок эксплуатации электропоезда ЭП2Д составляет 40 лет.

Кроме того, пригородные компании с помощью малосоставных ЭП2Д могут сформировать собственный парк электропоездов и не тратить деньги на аренду подвижного состава. Отпадает надобность отправлять на линии длинные полупустые поезда, а следовательно, уменьшаются расходы по энергопотреблению и техническому обслуживанию.

Внутреннее наполнение салонов также будет разрабатываться в соответствии с пожеланиями и запросами определенного заказчика. Ведь к подвижному составу, используемому в регионах, требования кардинально другие, нежели к тому, который обслуживает густонаселенные районы. Пассажиропоток в регионах значительно меньше, расстояние перевозок — длиннее. Поэтому в электропоезде можно установить больше сидячих мест, входы-выходы из вагона могут быть рассчитаны на два типа платформ: высокие и низкие.

В ЭП2Д воплощены прогрессивные технические решения, целью которых является повышение комфорта и безопасности перевозки пассажиров. В поездах установлена новая многоконтурная система кондиционирования с функцией обеззараживания воздуха. Она позволяет поддерживать микроклимат в салоне при большом диапазоне наружных температур. Кроме того, система сама анализирует загруженность вагона и принимает решение относительно интенсивности своей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тепло- и шумоизоляция вагонов улучшились благодаря применению особых материалов корпуса, окон и дверей новой конструкции, герметизированных межвагонных переходов. Салон электропоезда стал более удобным для пассажиров за счет использования новых сидений, поручней, широких багажных полок и суженных коробов вентиляции, не мешающих ногам. Цветовые решения также радуют: сиденья стали ярко-синими, зелеными, красными.

Поезд укомплектован всем необходимым для любой категории пассажиров: в вагонах есть крепления для провоза велосипедов, откидные пеленальные столы для младенцев, подъемник, туалетный комплекс и места крепления инвалидных колясок для лиц с ограниченными возможностями.

Пассажиры смогут отслеживать на мониторах, установленных в салонах, маршрут своей поездки, а система беспроводного доступа к локальному информационно-развлекательному порталу посредством Wi-Fi с возможностью выхода в Интернет не даст заскучать в пути.

Особое внимание при разработке нового подвижного состава было уделено вопросам безопасности. Можно с уверенностью сказать, что ЭП2Д соответствует самым строгим требованиям в этой области. Вагоны поездов оборудованы системами пассивной безопасности (крэш-системами), которые при возможной аварии позволяют значительно сократить ущерб для здоровья пассажиров и локомотивных бригад.

Благодаря установленной в кабинах поезда современной системе видеонаблюдения машинист имеет возможность контролировать все, что происходит в салонах и тамбурах, впереди состава, а также следить за посадкой и высадкой пассажиров, за положением токоприемников. Кабины машиниста ЭП2Д оснащены новейшими системами диагностики, которые позволят вовремя предупреждать неисправность и быстро находить неполадки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В рамках Международного железнодорожного салона «Экспо 1520» «Трансмашхолдинг» представил вниманию пригородных компаний и пассажиров образец ЭП2Д, окраска которого выполнена в экостиле: на сегодняшний день электропоезда считаются одним из самых экологичных видов транспорта благодаря отсутствию вредных выбросов в окружа ющую среду. Более того, комплект энергосберегающего электрооборудования, установленный на ЭП2Д, позволяет снизить расход электричества на 20% и более. В конструкции поезда широко применены и другие энергосберегающие технологии: светодиодное освещение в салонах и тамбурах, светодиодные буферные фонари и огни контроля посадки-высадки пассажиров.

В рамках Международного железнодорожного салона «Экспо 1520» новый электропоезд позиционировался как базовая технологическая платформа для целой линейки поездов следующего поколения как постоянного, так и переменного тока в сегменте доступного подвижного состава.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выгодное сочетание низкой цены, отработанных технических решений, реализованных в ЭП2Д, а также возможность изготовления поездов, состоящих всего из двух-трех вагонов, — все это заинтересовало многие российские ППК. Демиховский завод уже сейчас готов обеспечивать все потребности пригородных пассажирских компаний, он способен выпускать до 500 вагонов в год.

В «Трансмашхолдинге» уверены, что большинство ППК (возможно, с учетом государственной поддержки) в скором времени начнут приобретать электропоезда нового модельного ряда ДМЗ, поскольку закупка этого экономичного подвижного состава позволит минимизировать затраты и сохранить региональную маршрутную сеть. А повышенный уровень комфорта, достигнутый в ЭП2Д с помощью использования современных технологий, придется по вкусу любому, даже самому взыскательному пассажиру

Пресс-служба «ТМХ»