Музей на Рижском вокзале Московской железной дороги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Идея создания музея железнодорожной техники в Москве, где будет представлена железнодорожная техника разных лет выпуска, зрела много лет. С предложениями по созданию экспозиции к руководству дороги обращались ветераны железнодорожного транспорта, активисты Всероссийского общества любителей железных дорог, просили об этом и музейные работники, историки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сотрудники музея и московские железнодорожники провели грандиозную работу по реконструкции станции и обустройству почти 1,5 га территории на месте, где когда-то были тупики для отстоя багажных вагонов. Был спроектирован и построен совершенно новый объект — две покрытые плиткой платформы общей длиной 1600 м, четыре пути на железобетонных шпалах, на которых после комплектования экспозиции представлено большое количество исторических образцов техники прошлого века — локомотивов, вагонов, специальной железнодорожной техники. Все они — свидетели и участники истории отечественной железнодорожной отрасли. Теперь резерв территории позволяет довести количество экспонатов до 60 машин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В музее можно увидеть старинные паровозы, в том числе два экспоната, признанных памятниками науки и техники Российской Федерации I категории.

Самый почтенный экспонат, «жемчужина» железнодорожной коллекции — паровоз серии Ов, получивший среди машинистов ласковое прозвище «Овечка». Этому экспонату уже больше века.

Рядом другой паровоз уже советского производства — ФД, «Феликс Дзержинский», один из самых мощных советских локомотивов 1930-х годов.

В составе экспозиции — трофейный германский паровоз ТЭ-5415, а также два уникальных паровоза: грузовой паровоз П-0001 «Победа» и самый совершенный пассажирский паровоз П36-0001 — первый экземпляр из последней, завершающей серии советских паровозов, водивших скоростные и наиболее значимые пассажирские поезда. В музее также представлены различные типы отечественных тепловозов, в том числе ТЭ2125 «Король пустыни», а также электровозы, среди которых чехословацкий пассажирский ЧС-4 с корпусом из стеклопластика.

В экспозиции музея — вагоны постройки начала XX века: бронированный вагон-салон для служебных поездок высокопоставленных правительственных чиновников и вагон-«теплушка», в котором во времена Первой мировой войны перевозили людей и лошадей.

В составе экспонатов путейской и специальной самоходной техники — снегоочистители, уборочные машины, автомотрисы и другие интересные машины.

Сотрудники музея постоянно ведут поиск и отбор в экспозицию сохранившихся образцов железнодорожной техники, имеющих культурно-историческую ценность.

А теперь давайте поближе познакомимся с экспонатами музея на Рижском вокзале.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паровоз Ов-841

Паровозы серии О («Основной грузовой паровоз») с машиной двойного расширения («Компаунд») насыщенного пара строились с 1897 по 1929 год на всех паровозостроительных заводах России.

Всего выпущено 9129 паровозов О разных индексов. Эксплуатировались до 1960-х годов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паровоз Ов-841 (с парораспределением системы Вэльсхарта) построен в 1903 году на Брянском машиностроительном заводе. Работал на МосковскоКурской, Нижегородской, Муромской, Рязано-Уральской, Юго-Восточной и других железных дорогах.

Реставрирован в 1993–2004 годах в локомотивных депо Рославль и Подмосковная с участием Всероссийского общества любителей железных дорог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паровоз П36-0001

Первый экземпляр из завершающей, наиболее совершенной серии отечественных пассажирских паровозов.

Строились П36 с 1950 по 1956 год на Коломенском паровозостроительном заводе. Всего выпущен 251 паровоз серии П36.

Эти паровозы обслуживали самые скоростные поезда, например экспрессы «Красная стрела» и «Россия». В восточных регионах страны работали до 1970-х годов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паровоз П36-0001 работал на Октябрьской, Московско-Курской, Московско-Рязанской, Восточно-Сибирской, Белорусской и Дальневосточной железных дорогах.

Подготовлен к экспозиции в 2005 году в локомотивном депо Рославль.

Пассажирский двухосный вагон с открытыми тамбурами III класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Построен в 1901 году Ковровскими мастерскими Московско-Нижегородской железной дороги.

Реставрирован в 2004 году в пассажирском вагонном депо Орехово-Зуево.

Вагон-салон № 32 шестиосный владикавказского типа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пассажирские вагоны с несущими стальными полустенками строились в начале XX века для Владикавказской, Восточно-Китайской и Варшаво-Венской железных дорог.

Вагон-салон № 32 после капитального ремонта на Ленинградском вагоностроительном заводе им. Егорова в 1932 году обслуживал поездки высшего руководства страны. Имеет бронированное отделение.

Реставрирован в 2003 году в пассажирском вагонном депо Москва-3.

 

 

 

 

 

 

 

 

Двухосный крытый вагон с тормозной площадкой «теплушка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вагон № 310044 построен в 1930 году Мытищинским вагоностроительным заводом.

 

 

 

 

 

 

 

Предназначен для перевозки людей. Внутреннее оборудование состоит из чугунной печи, фонарей освещения и дощатых полок.

Реставрирован в 2003 году в пассажирском вагонном депо Орехово-Зуево.

По материалам ВОЛЖД